Назад На главную

КОНСТИТУЦИЯ
КНЯЖЕСТВА ЛИХТЕНШТЕЙН
5 октаября 1921 г.
(с изм. 1938 и 1939 гг.)

Мы, Иоганн II, Божьей милостью суверенный князь Лихтенштейна, герцог Троппау, граф Ритберг и.т.д, настоящим заявляем, что Конституция 26 сентября 1862 года нами изменена с согласия нашего Ландтага следующим образом:

Глава I
КНЯЖЕСТВО

Статья 1. Княжество Лихтенштейн составляет путем объединения обеих своих частей Вадуц и Шелленберг нераздельное и неотъемлемое целое; Вадуц (горная часть страны) состоит из общин Вадуц,Балцерс, Планхен, Шаан, Тризен и Тризенберг; Шелленберг (низменная часть страны) состоит из общин Эшен, Гамприн Маурен, Рюгель и Шелленберг.

Вадуц является столицей, резиденцией и местонахождением органов государственной власти.

Статья 2. Княжество является конституционной наследственной монархией на демократической и парламентской основе (статьи 79 и 80); государственная власть воплощена и закреплена в Князе и в народе, исходит от них и осуществляется ими обоими в соответствии с предписаниями настоящей Конституции.

Статья 3. Преемственность трона, наследственного в княжеском доме Лихтенштейн, наступление совершеннолетия Князя и княжеского наследника, а также условия регентства, если это будет необходимо, определяются законами правящего княжеского дома.

Статья 4. Какие-либо изменения границ государственной территории или отдельных ее общин, образование новых или слияние существующих общин могут иметь место лишь в силу закона.

Статья 5. Государственным гербом является герб княжеского дома Лихтенштейн. Национальными цветами являются синий и красный.

Статья 6. Немецкий язык является государственным и официальным языком.

Глава II
КНЯЗЬ

Статья 7. Князь является Главой Государства и осуществляет свои права государственной власти в согласии с постановлениями Конституции и других соответствующих законов.

Личность его священна и неприкосновенна.

Статья 8. Князь представляет Государство во всех его сношениях с иностранными государствами при необходимом участии Правительства.

Для своей действительности требуют одобрения Ландтага все договоры, в силу которых уступается часть государственной территории, отчуждается принадлежащая Государству собственность, затрагиваются суверенные прара Государства либо его преимущественные права и привилегии, или возлагается на Княжество или его граждан новый долг, или принимается обязательство, затрагивающее права граждан.

Статья 9. Закон становится действительным только по одобрении и утверждении его Князем.

Статья 10. Все распоряжения, необходимые для выполнения и применения законов, как и распоряжения, вытекающие из права управления и контроля, Князь осуществляет без участия Ландтага через посредство Правительства; он издает соответствуюшие декреты и указы (статья 92). В случаях крайней необходимости он принимает меры, требуемые, для безопасности и благосостояния Государства.

Статья 11. Князь назначает должностных лиц Государства в соответствии с предписаниями Конституции. Новые постоянные должности могут учреждаться только с согласия Ландтага.

Статья 12. Князю принадлежит право помилования, а также смягчения и снижения наказаний по вынесенным и вошедшим в законную силу приговорам, а равно право приостанавливать уголовное преследование.

Право помилования или смягчения наказаний члена Правительства, осужденного за должностные преступления, может осуществляться Князем лишь с согласия Ландтага.

Статья 13. Каждый преемник Князя обязан до принятиа им следуемой ему присяги верноподданства в письменной форме поручиться своей княжеской честью и достоинством, что он будет управлять княжеством Лихтенштейн в согласии с его Конституцией и другими законами, сохранять его территориальную целостность а также безраздельно осуществлять все права княжества.

В случае продолжительного нахождения вне страны Князь будет посылать в нее каждый год на определенный срок или в случаях необходимости принца своего дома и поручать ему как своему представителю осуществление суверенных прав Князя.

Глава III
ОБЯЗАННОСТИ ГОСУДАРСТВА

Статья 14. Высшей обязанностью Государства является способствовать общественному благосостоянию. В этих целях государство будет заботиться об издании и соблюдении законов и об охране религиозных, нравственных и экономических интересов народа.

Статья 15. Государство будет оказывать особое внимание народному образованию и воспитанию. Они должны быть организованы таким образом, чтобы молодежь путем сотрудничества семьи, школы и церкви: получала религиозное и нравственное воспитание, приобретала патриотрческие чувств и професоиональние качества.

Статья 16. Вся система воспитания и обучения подлежит контролю Государства при условии сохранения в неприкосновенности учения церкви.

Устанавливается система всеобщего обязательного обучения. Государство будет наблюдать за тем, чтобы обязательное начальное обучение давалось в государственных школах в достаточной мере и бесплатно.

Религиозное обучение будет поручаться духовным властям.

Никто не может оставить подростка, находящегося на его попечении, без обучения в объеме государственной элементарной школы.

Может быть введено обязательное посещение вечерних школ.

Государство будет соблюдать свойственное ему величайшее благоразумие в вопросах воспитания и обучения при посредстве Школьного совета, организация и задачи которого подлежат определению законом.

Обучение в частных щколах допускается при условии их соответствия правилам продолжительности обучения, задачам и целям обучения и организации и оборудования, установленным законом для государственных школ.

Статья 17. Государство поддерживает и поощряет систему дополннтельных школ и высших школ по специальным отраслям знания, а также всю систему воспитания и обучения домашнему и сельскому хозяйству и производству.

Государство облегчает посещение высших школ одаренным, но не имеющим средств ученикам путем предоставления соответствующих стипендий.

Статья 18. Государство заботится о системе общеcтвенного здравоохранения, оказывает содействие организацци помощи больным и стремится законодательными мерами бороться с алкоголизмом и перевоспитать алкоголиков и праздношатающихся.

Статья 19. Государство охраняет право гражданина на труд и на использование им его собственной рабочей силы, в частности в отношении женщин и несовершеннолетних, занятых в торговле, и промышленности.

Воскресенья и признанные Государством общественные праздники будут общими днями отдыха, при соблюдении постановлений закона о воскресеньях и праздниках.

Статья 20. В целях улучшения покупательной способности населения и содействия его экономическим интересам Государство будет поощрять и поддерживать как горное, так и равнинное сельское хозяйство, торговлю и промышленность. В частности, оно будет развивать страхование от убытков, угрожающих работам и товарам, а также принимать меры предосторожности против причинения таких убытков.

Государство будет обращать особое внимание на развитие и организацию транспорта, соответствующие современным требованиям.

Оно будет содействовать организации ситемы плотин, облесению, осушке и будет в дальнейшем прилагать все возможные усилия для открытия новых источников заработка.

Статья 21. Государству принадлежат верховные суверенные права и прерогативы на все воды согласно действующим и могущим быть изданными законам в этой области. Использование и проведение, таких вод, а также защита от них должны регулироваться и поощряться в законодательном порядке с учетом достижений техники. Права, связанные с электрической энергией, подлежат урегулированию.

Статья 22. Государство осуществляет свои верховные суверенные права в области охоты, рыболовства и эксплуатации недр и при издании относящихся к Ним законов будет охранять как интересы сельского хозяйства, так и финансы общин.

Статья 23. Организация системы денежного обращения и общественного кредита является обязанностью Государства.

Статья 24. Путем подлежащих изданию законов Государство предусматривает справедливое налогообложение, освобождая от обложения минимум, необходимый для существования, и облагая более высокими ставками более крупные имущества и доходы.

Финансовое положение Государства должно быть доведено всеми возможными способами до более высокого уровня, причем особое внимание должно быть уделено открытию новых источников доходов для издержек на общественные надобности.

Статья 25. К ведению общин относится оказание помощи неимущим согласно особым регулирующим этот вопрос законам. Однако Государство должно осуществлять высший контроль в зтой области. Оно может оказывать общинам надлежащую помощь, в частности по соответствующему обеспечению сирот, душевнобольных, неизлечимо больных и престарелых.

Статья 26. Государство должно поддерживать и поощрять системы страхования по болезни, старости, инвалидности, а также страхование от огня.

Статья 27. Государство предусматривает системы быстрого судебного разбирательства споров и исполнительного, производства и порядка охраны норм материального права, а также систему производства дел, регулируемых административным правом, основанную на том же принципе.

Представительство профессиональных интересов сторон подлежит регулированию законом.

Глава IV
ОБЩИЕ ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ГРАЖДАН

Статья 28. Каждый гражданин имеет право при условии соблюдения действующих законоположений свободно избрать для себя местожительство в любом пункте в пределах территории Государства и приобретать любого рода имущество.

Права на проживание иностранцев определяются договорами Государства на основе взаимности.

Всякое пребывание на территории Княжества допускается при условии соблюдения его законов и дает право на защиту в соответствии с предписаниями Конституции и всех других законов.

Статья 29. Всякое лицо, являясь гражданином Государства, будет обладать всеми правами гражданства в соответствии с предписаниями Конституции.

Статья 30. Приобретение и утрата гражданства регулируются законом.

Статья 31. Все граждане равны перед законом. Они на равных началах допускаются ко всем государственным должностям согласно соответствующим законам.

Права иностранцев определяются в первую очередь договорами, а за отсутствием договора - на основе взаимности.

Статья 32. Свобода личности, неприкосновенность жилища, а также переписки и бумаг гарантируются.

Арест или содержание под стражей, домашний или личный обыск, обследование бумаг, изъятие переписки или бумаг может производитыся только в случаях и в порядке, предписаыных законом.

Устанавливается право требования лицом, арестованным незаконно или без вины, с подтверждением доказательствами, либо от имени лица, невинно осужденного, полной компенсации от Государства согласно решению суда. Закон установит, вправе ли Государство требовать возмещения расходов от третьих лиц и в каком именно размере.

Статья 33. Никто не может быть изъят из-под его законной подсудности. Не допускается учреждение чрезвычайных судов.

Наказания могут устанавливаться и налагаться только в соответствии с законами.

Гарантируется право обвиняемого на защитника по всем уголовным делам.

Статья 34. Гарантируется неприкосновенность частной собственности. Конфискация может производиться только в случаях, указанных законом.

Авторское право будет регламентировано законом.

Статья 35. Отчуждение частной собственности или ограничение ее могут устанавливаться, если этого требуют общие интересы, с уплатой соответствующего возмещения, определяемого в случае спора судебным по рядком.

Право неприкосноверного владения будет определено законом.

Статья 36. Ремесло, торговля и промышленность свободны в установленных законом рамках.

Исключительные привилегии в этой области на определенный период допускаются только на основании закона.

Статья 37. Каждому гарантируется свобода вероисповедания и совести.

Римско-католическая церковь является государственной церковью и будет пользоваться в качестве таковой полной поддержкой Государства. Другим религиозным культам гарантируется исповедание соответетвующих верований и выполнение церковных служб с соблюдением публичного порядка и требований нравственности.

Статья 38. Гарантируется собственность и все другие права собственности религиозных культов и религиозных союзов и обществ в отношении их учреждений и вкладов либо другого имущества, предназначенного для отправления культа, обучения и благотворительных целей Управление принадлежащим церквам имуществом в приходах будет урегулировано особым законом; впредь до его издания должно быть достигнуто дружественное соглашение по этому вопросу с властями соответствующей церкви.

Статья 39. Пользование гражданскими и политическими правами не зависит от принадлежности к какой либо религии; она не может служить основанием нарушения каких-либо гражданских обязанностей.

Статья 40. Каждый имеет право свободно выражать свои мнения и излагать свои мысли устно, в письменной форме, в печати или путем изображений в пределах закона и требований нравственности; цензура может устанавливаться только в отношении публичных представлений и выставок.

Статья 41. Свобода союзов и собраний в пределах закона гарантируется.

Статья 42. Гарантируется право обращения с петициями в Ландтаг или в Государственный комитет, причем не только отдельным лицам, права и интересы которых затронуты, но также обществам и корпорациям предоставляется право заявлять о своих желаниях и просьбах через члена Ландгага.

Статья 43. Гарантнруется право жалоб. Каждый гражданин вправе принести жалобу на поведение или действия органа государственной власти, нарушающие Конституцию, закон или постановление и неблагоприятно отражающиеся на его правах и интересах. Такие жалобы подаются непосредственно вышестоящему органу власти и в случае необходимости могут быть доведены до высших органов, если законом не будет установлено ограничение для принесения жалобы и ее дальнейшего продвижения в отдельных случаях. Если жалоба отклонена каким-либо органом, он обязан сообщить жалобщику основания своего решения.

Статья 44. Все способные носить оружие обязаны вплоть до 60-летнего возраста защищать страну в случае необходимости.

За исключением таких случаев, вооруженные соединения могут быть образованы и содержимы лишь постольку, поскольку это необходимо для полицейской службы и внутреннего порядка. Специальные постановления по этому вопросу будут изданы в законодательном порядке.

Глава V
ЛАНДТАГ

Статья 45. Ландтаг является законным представительным органом всей совокупности граждан и как таковой предназначен в соответствии с Конституцией выполнять и отстаивать интересы народа в его отношениях с Правительством и содействовать, сколь возможно благосостоянию княжеского дома и страны, честно придерживаясь принципов, положенных в основу настоящей Конституции.

Права, которыми облечен Ландтаг, могут осуществляться только в законно созванных его заседаниях.

Статья 46. Ландтаг состоит из пятнадцати депутатов, избираемых народом всеобщим, равным, тайным и прямым голосованием по системе пропорционального представительства. Горная и низменная части страны составляют каждая отдельный избирательный округ. Из пятнадцати депутатов девять избираются горной частью и шесть - низменной. Одновременно каждой группой избирателей в обоих избирательных округах избираются заместители пятнадцати депутатов. Общее число таких заместителей по каждому избирательному округу не должно превышать число депутатов, подлежащих избранию в этом округе.

Заместители депутатов распределяются соответственно численному соотношению партий.

Все подробности относительно проведения выборов регулируются особым законом.

Статья 47. Члены Ландтага выбираются на четырехлетний период. Допускается избрание на новый срок. Собрание групп избирателей, к которым принадлежит тот или иной депутат, имеет право по заявлению преобладающей политической, партии данной группы отозвать такого депутата из Ландтага при наличии серьезных оснований.

Статья 48. Князь имеет право, с изъятиями, предусмотренными нижеследующим абзацем, созывать Ландтаг, закрывать его и по серьезным основаниям, которые в каждом случае дюлжны быть сообщены Ландтагу, отсрочивать его заседания на три месяца или распускать его. О всякой отсрочке, закрытии или роспуске непременно должно быть заявлено в собрании Ландтага.

По требованию не менее четырехсот граждан, пользующихся правом голоса, или на основании мотивированной письменной резолюции не менее трех общин Ландтаг должен быть созван.

При условиях, предусмотренных предыдущим абзацем, шестьсот граждан, пользующихся правом голоса, или четыре общины на основании резолюций их собрании могут потребовать референдума по поводу роспуска Ландтага.

Статья 49. Ландтаг созывается на очередные сессии в начале каждого года по указу Князя, с назначением места, дня и часа созыва.

В течение года Ландтаг созывается на сессии его председателем. По окончании отсрочки Ландтаг должен быть вновь созван указом Князя в течение одного месяца.

В случае отсутствия депутатов, принадлежащих к данной группе избирателей, на одной или нескольких последовательных сессиях заместители депутатов соответственно заменяют отсутствующих, используя их места и голоса.

Статья 50. В случае роспуска Ландтага новые выборы назначаются не позднее шести недель. Вновь избранные депутаты созываются не позднее двух следующих недель.

Статья 51. В случае перехода трона в порядке престолонаследия Ландтаг должен быть созван не позднее тридцати дней на чрезвычайную сессию для принятия предусмотренной статьей 13 декларации наследника трона и принесения присяги верноподданства.

Если Ландтаг был до этого распущен, новые выборы проводятся в таком порядке, чтобы сделать возможным созыв Ландтага не позднее сорока дней после ступления на трон нового Князя.

Статья 52. Ландтаг под председательством старейшего члена выбирает из своего состава на первом законно созванном заседании Председателя и его заместителя на текущий год для руководства делами Ландтага.

Протоколы заседаний сессий ведутся согласно резолюции Ландтага двумя секретарями, выбираемыми из числа членов сейма, либо дйлжностным лицом Государства.

Статья 53. По созыве Ландтага депутаты обязаны лично явиться по месту резиденции Правительства. Если депутат встречает препятствие своему прибытию, он тотчас сообщает об этом факте и о причинах Правительству в случае первого созыва Ландтага и Председателю Ландтага - в позднейших случаях. Когда причины, препятствующие его прибытию, носят постоянный характер, производятся дополнительные выборы, если не может быть произведено замещение согласно системе заместительства.

Статья 54. Первая сессия Ландтага открывается с должной торжественностью лично Князем или его представителем. Князь или его представитель принимает от всех вновь выбранных в Ландтаг членов нижеследующую присягу:

"Клянусь соблюдать государственную Конституцию

и существующие законы и содействовать в Ландтаге

благосостоянию страны, без каких-либо личных

соображений и намерений, в силу всех моих

способностей и знаний. Да поможет мне в этом Бог!"

Члены Ландтага, позже вступающие в его состав, приносят эту присягу перед Председателем Ландтага.

Статья 55. Сессии Ландтага закрываются лично Князем или его представителем.

Статья 56. Ни один депутат Ландтага не может быть арестован в период сессии без согласия Ландтага, за исключением случаев задержания с поличным на месте преступления.

В этом случае об аресте должно быть немедленно сообщено Ландтагу, с указанием причины ареста, и Ландтаг решает, должен ли продолжаться арест. По требованию Лайдтага все дело об аресте немедленно представляется в его распоряжение.

Если арест депутата произведен в то время, когда Ландтаг не заседает, сообщение об этом без промедления передается Государственному комитету, с указанием причин ареста.

Статья 57. Члены Ландтага - голосуют исключительно в соответствии с принесенной ими присягой и в согласии со своими собственными убеждениями. Они не подлежат ни в коем случае ответственности за свое голосование, а за свои высказывания во время сессий Ландтага либо его комиссий они отвечают только перед Ландтагом и не подлежат преследованию за них в судебном порядке.

Дисциплинарная власть регулируется регламентом, принимаемым Ландтагом.

Статья 58. Всякий закон или резолюция Ландтага имеют силу только, если они приняты при наличии кворума, состоящего не менее чем из двух третей установленного законом числа дапутатов, и если квотум принят большинством присутствующих членов, при условии, что в настоящей Конституции или в регламенте

Ландтага не установлено иное. Это правило распространяется также на выборы, производимые Ландтагом.

В случае равенства поданных голосов голос председательствующего дает перевес: при выборах - после троекратной, в других случаях - после первой баллотировки.

Статья 59. Ландтаг решает о действительности выборов его членов.

Статья 60. Ландтаг утверждает резолюцией регламент своей работы, принимая во внимание предписания, содержащиеся в Конституции и придерживаясь их.

Статья 61. Депутаты получают за свое участие в сессиях и комиссиях Ландтага из государственного казначейства поденное содержание и возмещение дорожных расходов по определению закана.

Статья 62. К предметам компетенции Ландтага, в частности, относится:

a) участие согласно предписаниям Кокституции в законодательстве;

b) участие в заключении государственных договоров;

с) утверждение годового бюджета и установление налогов и других государственных сборов;

d) разрешение путем, голосования кредитов, обязательств и займов, налагающих долг на страну, а также приобретения и продажи государственного имущества;

е) принятие решений по отчетам, подлежащим ежегодно представлению Ландтагу Правительством по общему управлению Государством;

f) внесение предложений и жалоб по делам общего управления или по отдельным его отраслям;

g) возбуждение обвинений против членов Правительства в Высшем государственном суде за нарушение Конституции и других законов.

Статья 63. Ландтаг имеет право наблюдения над всем управлением Государства. Это право он осуществляет через комиссию, выбираемую им для рассмотрения всех касающихся Государства дел.

Ландтаг может в любое время доводить до сведения Князя непосредственно через своих предетавителей или письменно о всяких недостатках и злоупотреблениях, обнаруженных Ландтагом в управлении Государством и просить об их устранении. Результаты произведенного в связи с этим расследования должны быть сообщены Ландтагу. Ландтаг имеет право образовывать комиссии для установления фактических обстоятельств.

Представитель Правительства должен быть выслушан и обязан отвечать на вносимые депутатами интерпелляции.

Статья 64. Право законодательной инициативы, то есть предложения законопроектов, принадлежит:

a) Князю - в форме вносимых Правительством законопроектов;

b) самому Ландтагу;

c) гражданам, обладающим избирательным правом, при следующих условиях:

Если не менее четырехсот граждан, обладающих избирательным правом, чьи подписи и избирательные права засвидетельствованы в письменной форме главой местного органа самоуправления по месту их жительства, или не менее чем три общины путем резолюций одинаковой формы, вынесенных собраниями каждой общины, предьявляют требование об издании, изменении или отмене какого-либо закона, то такое требование передается на рассмотрение ближайшей следующей сессии Ландтага.

Если это требование, предъявленное одним из органов, указанных в пунктах «а» - «с», имеет цель издание закона, еще не предусмотренного Конституцией, причем принятием этого закона на страну возлагается либо единовременное обязательство, не предусмотренное финансовым законом, либо обязательство на более длительный срок, - такое требование подлежит передаче на рассмотрение

Ландтага только при наличии в требовании также указания о средствах покрытия таких обязательств.

Законодательная инициатива, касающаяся самой Конституции, должна исходить не менее чем от шестисот граждан, обладающих избирательным правом, или не менее чем от четырех общин.

Подробные постановления о такой народной инициативе устанавливаются особым законом.

Статья 65. Ни один закон не может быть принят, изменен или аутентично истолкован без участия Ландтага. Для действительности всякого закона необходима, кроме участия Ландтага, подпись Князя, которая санкционирует его, контрассигнирование-ответственного Главы Правительства или его заместителя и опубрикование в правительственном вестнике.

Кроме того, может быть произведено согласно положениям следующей статьи народное голосование (референдум).

Статья 66. Принятый Ландтагом и не объявленный им срочным закон, как и резолюция Лаидтага по финансовым вопросам, не объявленная им срочной, подлежит, если они вызывают новый единовременный расход в десять тысяч франков, референдуму, если Ландтаг вынесет соответствующее решение или же если

в течение тридцати дней после официального опубликования закона или резолюции Ландтага не менее четырехсот граждан Государства, обладающих избирательным правом, или не менее трех общин потребуют этого в соответствии со статьей 64.

Если вопрос касается Конституции в целом или отдельных-частей ее, требование референдума должно исходить не менее чем от шестисот граждан Государства, обладающих избирательным правом, или не менее чем от четырех общин.

Ландтаг вправе назначить референдум для включения в подлежащий изданию закон особых принципиальных положений.

Референдум производутся но общинам. Вопрос, принят ли или отклонен закон, решается большинством действительных голосов, поданных по всей стране.

Резолюции, затрагивающие закон, подлежащий референдуму, не должны представляться Князю на подпись и утверждение раньше, чем они будут приняты на референдуме, или раньше, чем истечет тридцатидневный срок для требования референдума.

Если Ландтаг отклонил законопроект, предложенный ему в порядке народной инициативы, содержащий,

когда это необходимо, также предложения о покрытии финансовых обязательств, из него вытекающих, этот законопроект должен быть представлен на референдум. В таком случае принятие законопроекта путем голосования граждан обладающих избирательным правом, заменяет принятие его резолюцией Ландтага, требуемой в прочих случаях для принятия закона.

Подробные постановления о референдуме будут определены законом.

Статья 67. Закон вступает в силу, если в нем не установлено иное, по истечении восьми дней после его опубликования в официальном правительственном вестнике.

Статья 68. Без согласия Ландтага не могут быть установлены и не могут взиматься никакие прямые или косвенные налоги и никакое другое обложение или обязательство, как бы они ни назывались.

Согласие Ландтага, должно быть специально оговорено при опубликовании устанавливаемых налогов.

Согласие Ландтага требуется также для размещения и распределения всех государственных пошлин и повинностей между лицами и имуществами, а также способов их взимания.

Установление пошлин и повинностей производится, как правило, на один административный год.

Статья 69. На рассмотреные и одобрение Ландтага должен представляться Правительством бюджет всех расходов и доходов на предстоящий административный год по управлению страной. К нему должно быть присоединено представление о подлежащих взиманию налогах.

По каждому истекшему административному году Правительство сообщает Ландтагу в течение первых шести месяцев следующего года полный отчет об использовании одобренных и поступивших доходов согласно бюджету с правом Ландтага одобрить оправданное превышение расходов и с ответственностью Правительства за неоправданное их превышение.

С указанной оговоркой Правительство имеет право производить срочные расходы, не предусмотренные бюджетом.

Экономия средств, если таковая окажется по отдельным статьям бюджета, не может быть использована для покрытия излишков расходов по другим статьям.

Статья 70. Ландтаг совместно с Князем контролирует актив казначейства.

Глава VI
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

Статья 71. На время между отсрочкой, закрытием или роспуском Ландтага и его открытием учреждается без нарушения предписаний, содержащихся в статьях 48 - 57 относительно сроков нового открытия или нового избрания Ландтага, Государственный комитет для замены Ландтага по делам, требующим участия его или его комиссий.

Статья 72. Государственный комитет состоит из бывшего председателя Ландтага, которого в случае отсутствия заменяет заместитель, и четырех лиц, выбираемых Лацдтагом из числа его членов при условии равного представительства от горной и низменной частей страны.

Ландтаг при всех условиях должен иметь возможность принять участие в этих выборах в течение сессии, во время которой было обьявлено об отсрочке, закрытии или роспуске Ландтага.

Статья 73. Деятельность Государственного комитета прекращается с возобновлением заседаний Ландтага.

Статья 74. Государственный комитет, в частности, имеет право и обязан:

a) следить за соблюдением Конституции, за выполнением дел, подледащих ведению Ландтага, а также за тем, чтобы Ландтаг в случае предшествующих роспуска или отсрочки был своевременно вновь созван;

b) рассматривать балансы государственного казначейства и передавать Ландтагу свой доклад и предложения;

c) подписывать долговые и гарантийные обязательства на государственное казначейство в соответствии с принятыми ранее резолюциями Ландтага по этим делам;

d) выполнять любые особые указаний, полученные от Ландтага по подготовке предстоящего обсуждения дел;

e) в чрезвычайных случаях доводить о них до сведения Князя, а если конституционные права находятся под угрозой или нарушаются, входить с представлениями, протестами и жалобами;

f) входить с представлениями о созыве Ландтага, если этого требуют обстоятельства.

Статья 75. Государственный комитет не может принимать какие-либо постоянные обязательства за страну и ответствен перед Ландтагом за свою деятельность.

Статья 76. Сессии Государственного комитета будут происходить в месте нахождения Правительства и будут созываться его председателем по мере необходимости.

Для действительности его решений необходим кворум в составе не менее трех членов.

Статья 77. Члены Государственного комитета в период его сессий будут получать такое же суточное вознаграждение и возмещение дорожных расходов, как и депутаты.

Глава VII
ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ
А. Правительство

Статья 78. Управление всеми делами Государства за исключением вопросов, касающихся школьного дела, должно осуществляться в соответствии с предписаниями настоящей Конституции и других законов Правительством в Совете, ответственном перед Князем и перед Ландтагом.

Статья 79. Правительство состоит из Главы Правительства, двух административных советников и такого же числа их заместителей, привлекаемых в случаях необходимости.

Глава Правительства и его заместитель назначаются с согласия Ландтага и по его представлению Князем из числа пользующихся избирательным правом граждан. Они должны быть уроженцами Лихтенштейна Исключение из этого правила допускается лишь для Главы Правительства с согласия Ландтага, выраженного большинством двух третей голосов.

Оба административных советника и их заместители выбираются Ландтагом из числа пользующихся избирательным правом граждан с равным представительством от обеих частей страны, причем выборы их подлежат утверждению Князем.

Ландтаг должен произвести выборы административных советников и их заместителей в течение первой сессии.

Продолжительность занятия должностей Главы Правительства и его заместителя устанавливается в шесть лет; срок занятия должностей административных советников и их заместителей совпадает с периодом, на который избран Ландтаг. Впредь до нового назначения или новых выборов члены предыдущего Правительства продолжают вести дела по принадлежности за своей ответственностью.

Если Ландтаг по истечении шести лет исполнения Главой Правительства своих обязанностей выразит ему вотум доверия, это будет считаться предложением о новом его назначении Князем. Это действует также и в отношении его заместителя.

Избрание на новый срок административных советников и их заместителей допускается.

Статья 80. Если какой-либо член Правительства в результате своей деятельности утратит доверие населения и Ландтага, последний независимо от своего права возбудить преследование перед Высшим государственным трибуналом может ходатайствовать перед Князем о смещении указанного должностного лица.

Статья 81. Члены Правительства, за исключением Главы Правительства и постоянно исполняющего обязанность заместителя, не получают определенного жалованья; в качестве возмещения за выполнение официальной должности они получают из государственного казначейства возыаграждение из суточного расчета и оплату дорожных расходов - в том же размере, как депутаты Ландтага.

Статья 82. Законом будет определено, по каким основаниям член Правительства может быть не допущен к совершению официального акта или освобожден от совершения его.

Статья 83. В целях выполнения функций Правительства при нем назначаются подчиненные и состоящие на жалованье должностные лица - спeциалисты в качестве секретаря Правительства, казначея, инженера с необходимым составом служащих.

Для выполнения некоторых определенных дел, например по здравоохранению, ветеринарии, лесному хозяйству, требующих специальных профессиональных знаний, Правительством с согласия Ландтага (Финансовой комиссии или Государственного комитета по специальности) назначаются специалисты с вознаграждением по соглашению.

Статья 84. Разрешение дел Правытельством производится частично в Совете, частично через административный аппарат.

Статья 85. Глава Правительства является также руководителем Государственного школьного совета. Он председательствует в Правительстве, ведет дела, поручаемые ему непосредственно Князем, контрассигнирует законы, а также декреты и указы, издаваемые Князем или регентством, если таковое учреждено, и пользуется привилегиями, принадлежащими по закону представителю Князя на публичных торжествах.

Статья 86. Глава Правительства лично докладывает или предетавляет доклад Князю по всем делам, подлежащим ведению суверена.

Официальные экземпляры резолюций Князя по представлению Главы Правительства должны иметь собственноручную подпись Князя и, кроме того, быть контрассигнированы Главой Правительства.

Статья 87. Подлежащая принятию Главой Правительства торжественная присяга приносится перед Князем или Регентом; прочие члены правительства и должностные лица приводятся к присяге Главой Правительства.

Статья 88. В случае отсутствия Главы Правительства или каких-либо препятствий для него или если он отстранен от выполнения своих обязанностей на законном основании его заместитель выполняет его обязанности.

Если какие-либо препятствия мешают заместителю по одной из вышеуказанных причин выполнять эти обязанности, они возлагаются на старейшего по возрасту административного советника.

В случае возникших для административного советника препятствий призывается его заместитель.

Статья 89. Глава Правительства подписывает все декреты и указы, подлежащие изданию Правительством после обсуждения в Совете; он также осуществляет не посредственное наблюдение за ведением всех дел Правительства.

Статья 90. Все серьезные дела, передаваемые на обсуждение Правитсльства, в частности спорные административные дела, подлежат обсуждению в Совете и разрешению Правитсльством в заседании под председательством Главы Правительства с участием обоих административных советников, с правом решающего голоса, и секретаря Правительства для ведения протокола.

Как правило, эти заседания происходят раз в неделю; в случае необходимости они созываются дополнительно. Все решения принимаются большинством голосов. Глава Правительства наблюдает за выполнением принятых решений. Если он признает, что принятое решение противоречит действующим законам или указам, он может приостановить выполнение решения. Однако он обязан без замедления сообщить об этом органу власти уполномоченному разбирать возможные протесты или жалобы; указанный орган должен, не затрагивая права сторон на протест или жалобу, решить вопрос о выполнении.

Статья 91. Специалисты, упомянутые в статье 83, в случае необходимости принимают участие в заседаниях Правительства в качестве докладчиков или экспертов, с правом совещательного голоса, если обсуждаются вопросы, относящиеся к их специальности.

Статья 92. На Правительстве лежит обязанность выполнения всех законов и всех не противных закону указов Князя или Ландтага. Оно издает указы, необходимые для выполнения законов, не могущие, однако, выходить за рамки соответствующих законов и общих руководящих правовых норм.

Все управление страной во всех случаях должно осуществляться в рамках Конституции и других законов причем даже по делам, решение которых закон предоставляет свободному усмотрению администрации, надлежит строго держаться установленных законом рамок.

Статья 93. К обязанностям, возлагаемым на Правительство, в частности, относятся:

a) контроль над всеми органами власти и должностными лицами и осуществление дисциплинарных прав в отношении последних;

b) назначение служебного персонала в помощь Прааительству и другим органам власти;

c) наблюдение за местами заключения и высший контроль над содержанием находящихся под стражей, как в предварительном заключении, так и осужденных;

d) управление провинциальными органами

e) наблюдение за законностью и бесперебойным функционарованием окружных судов с сообщением о замеченных неправильностях вышестоящему суду;

f) представление Ландтагу годового отчета о своей деятельности;

g) разработка законопроектов, подлежащих представлению Правительством в Ландтаг, и дача заключений по вопросам, направленным ему Ландтагом;

h) принятие решений о срочных расходах, не включенных в бюджет.

Статья 94. Во избежание излишних задержек текущие дела не должны откладываться до дня заседания, а разрешаются в соответствующих управлениях обычным порядком Главой Правительства или адйинистративными советниками по специальности. Для этого в начале каждого года Правительством после обсуждения в Совете устанавливается план распределения всех отраслей деятельноати, с тем, что окончательное распределение производится в Совете, если это потребуется (статья 90).

К текущим делам относятся все вопросы, имеющие сами по себе меньшее значение, или касающиеся только подготовительных действий, или требующие докладов мотивировки или решения комиссий, или устанавливающие, независимо от окончательного решения, лишь условия, в которых должно до этого оставаться дело.

В. Государственный школьный совет

Статья 95. Членство и сфера действия Государственного школьного совета регулируются особым законом.

Статья 96. В отношении жалованья членов Школьного совета применяются предпредписания статьи 81 Коституции.

С. Организация административной юстиции

Статья 97. Если законом не установлено иное, все решения или декреты Правительства могут быть обжалованы перед органом, учрежденным для рассмотрения и разрешения жалоб и протестов по административным делам.

Указанный орган состоит из судьи, имеющего юридическое образование, в качестве председателя, назначаемого Князем по представлению Ландтага, и двух ассистентов-судей, избираемых Ландтагом из числа обладающих избирательным правом граждан, с таким же числом заместителей. Те и другие пользуются соответственно тем же положением, что и члены Ландтага. Решения этого органа окончательны.

Статья 98. Специальным законом будут установлены особые правила для обеспечения судейской независимости членов указанного органа, правила производства дел и юрисдикции, сроки обжалования, а также вознаграждения членов и сборы с участвующих в деле сторон.

D. Отправление правосудия

Статья 99. Отправление правосудия совершается от имени Князя законно признанными судьями.

Суды, в установленных законом рамках их деятельности и в отношении судебного разбирательства, независимы от какого-либо вмешательства Правительства. Приговоры и решения их должны быть мотивированы.

Статья 100. Органы, ведающие государственными доходами, а также доходами княжеского дома, именуемые органами государственных имуществ, подлежат юрисдикции общих судов по всякого рода тяжбам.

Статья 101. Княжеский Окружной суд в Вадуце является судом первой инстанции, княжеский Высший суд в Вадуце - судом апелляционной инстанции, а княжеский Верховный суд - судом последней инстанции.

Правила судоустройства и судопроизводства, а также сборы, взимаемые в связи с судебным производством, устанавливаются законом.

Статья 102. Производство гражданских дел должно регулироваться на основе принципов устного и непосредственного разбирательства и свободной оценки доказательств; в уголовном судопроизводстве обязательна, кроме того, обвинительная процедура.

Правосудие по гражданским делам в суде первой инстанции совершается единоличным судьей или несколькими судьями, действующими отдельно.

Высший суд и Верховный суд - суды коллегиальные члены их назначаются Князем по соглашению с Ландтагом и по его представлению.

Уголовные дела разбираются в первой инстанции. Окружным судом, с привлечением по возможности непрофессиональных судей, а также уголовным судом.

Статья 103. Окружной судья председательствует в Окружном суде и осуществляет в первой инстанции дисциплинарную власть в отношении тех должностных лиц суда, которые не несут судейских функций и не пользуются положением судьи.

Высший суд осуществляет верховный контроль над отправлением правосудия и обладает дисциплинарной властью в отношении судейского персонала окружных судов по дисциплинарным делам несудейского персонала окружных судов он действует как суд апелляционной инстанции. Он является также судом первой инстанции по делам картелей и трестов.

Верховный суд осуществляет дисциплинарную власть в отношении членов Высшего суда и является судом апелляционной инстанции по дисциплинарным делам лиц судейского персонала окружных судов. По делам картелей и трестов он является судом последней инстанции.

Е. Высший государственный трибунал

Статья 104. Особым законом будет учрежден Высший государственный трибунал в качестве суда публичного права для охраны гарантированных Конституцией прав, разрешения споров о компетенции между судами и административными властями, а также в качестве дисциплинарного суда по делам о членах Правительства.

Кроме того, Высший трибунал компетентен рассматривать вопросы о конституционности законов и о законности издаваемых Правительством указов; по этим делам он является кассационной инстанцией. Он действует также в качестве административного трибунала и разрешает дела по возбуждаемым Ландтагом заявлениям об увольнении членов Правительства и должностных лиц и по вопросам их ответственности за убытки, причиненные нарушением их служебных обязанностей.

Статья 105. Высший государственный трибунал состоит из председателя и четырех членов, обладающих правом решающего голоса; члены суда выбираются Ландтагом с тем, чтобы большинство их принадлежало, к числу уроженцев Лихтенштейна; два члена суда должны быть юристами. Выборы председателя, которыи должен быть уроженцем Лихтенштейна, подлежат утверждению Князя.

Статья 106. Члены Высшего государственного трибунала пользуются привилегией судейской независимости.

F. Общие положения

Статья 107. Для занятия любой государственной должности в Государстве Лихтенштейн необходимо состоять в гражданстве Лихтенштейна независимо от других требований, предусматриваемых Конституцией; исключения из этого правила допускаются лишь с согласия Ландтага.

Статья 108. Организация государственных властей, производится в законодательном порядке. Все органы власти должны иметь пребывание на территории страны; в правительственном органе большинство его членов должно быть уроженцами Лихтенштейна.

Статья 109. Члены Правительства, государственные служащие, руководители местного самоуправления, соответственно их заместители, а также казначеи общин должны при вступлении в должность принести следующую присягу:

"Клянусь в верности Князю, в повиновении законам и в

строгом соблюдении Конституции. Да поможет мне в этом Бог!".

Глава VIII
ОБЩИНЫ

Стать